Зрелищный эффект «Малинового звона» был предварительно опробован в 1966 г. с помощью автотрансформатора, а 7 ноября 1967 г. была включена стационарная установка (авторы проекта и конструкторы — Б.Галеев, Р.Сайфуллин, Ф.Забиров, С.Андреев, Р.Ахтямов, И.Галиуллин).
Не дискутируя о природе старинной русской метафоры, рассматривая ее как поэтический образ, группа сотрудников и студентов СКБ «Прометей» предложила эту идею и способ конкретного ее воплощения на Спасской башне Казанского кремля. Это явилось первой работой СКБ под открытым небом, первой попыткой связать светозвуковые эффекты с «застывшей музыкой» — архитектурой.
Принцип действия установки «Малиновый звон» заключается в том, что яркость источников света, высвечивающих изнутри и снаружи звонницу башни во время колокольного звона, изменяется пропорционально громкости звучания колокола, постепенно спадая до нуля; светофильтры, установленные на прожекторах, окрашивают световые потоки в малиновый цвет.
В установке используется 24 прожектора заливающего света типа ПКН-1000, расположенные внутри звонницы и снаружи ее на балконе башни — использование дополнительных наружных прожекторов, позволяет получить эффект прозрачности стен. Под защитным стеклом прожекторов закрепляются стеклянные театральные светофильтры.
Возможны некоторые модификации и усовершенствования работы установки. Если колокол заменить бутафорским, отлитым из малинового стекла, вместо «языка» внутри его установить мощную лампу, а звучание воспроизводить с динамиков, спрятанных рядом с колоколом, можно получить эффект слияния звука и света в одной точке.
Меняя цветные светофильтры на прожекторах или используя автоматическую коммутацию разного цвета прожекторов на выходе, можно «окрашивать» в определенные цвета дни недели.
Подробнее см. статью:
Сайфуллин Р., Даминов Р. «Динамический свет, звук, архитектура». — В кн.:Искусство светящихся звуков. Сб. статей СКБ «Прометей». Казань, 1973, стр. 162 — 180.