В условиях современного производства возрастает отрицательное влияние на человека монотонной, однообразной среды. Информационная недостаточность и неравномерная загруженность сенсорных каналов вызывают усталость, приводят к снижению производительности труда, увеличению брака. При выполнении работы, не связанной с умственными операциями (например, на конвейере), когда занят в основном зрительный аппарат, зачастую трудовой процесс сопровождают сеансы функциональной музыки, составленные по определенной программе. Однако у работников таких профессий не только движения монотонны, но однообразны и визуальные впечатления. Поэтому целесообразно проводить также своеобразную «сенсорную гимнастику» для органов чувств, которая обеспечивала бы восстановление трудоспособности.
Операторы замкнутой автоматизированной системы «человек — машина» зачастую уже полностью освобождены от каких-либо активных манипуляций и в то же время выполняют ответственнейшую функцию слежения за контролируемой системой. При долговременной нормальной работе системы внимание оператора демобилизуется, что уменьшает надежность оператора как звена системы «человек — машина». Инженерная психология установила (как это ни парадоксально на первый взгляд), что информационная недостаточность, сенсорная депривация оказывается для оператора более опасным состоянием, чем информационная перегрузка Таким образом, «сенсорная гимнастика» является остро необходимой и в этих условиях, так же как и общефизическая тренировка. Но поскольку оператор во время дежурства не может отвлекаться от наблюдения за системой и основными индикаторами, возникла идея — саму воспроизводимую на пульте музыку (или светомузыку) сделать своеобразным индикатором, информирующим о состоянии системы характером своего воздействия на человека.
По мнению многих ученых и космонавтов, перспективно использование подобного приема в долговременных межпланетных полетах. Именно с личной инициативы С.П. Королева и были начаты нами в 1966 году работы по светомузыкальной индикации.На экране при нормальной работе системы автоматически воспроизводится красочная светомузыкальная картина. Как только в контролируемой системе происходят какие-либо отклонения от нормы, красочное изображение вытесняется красно-белой пульсацией, в музыке появляются неприятные на слух искажения, синхронность между воздействием звука и света нарушается. Все это вместе вызывает негативную эмоциональную реакцию у оператора, заставляет его обратить внимание на основные индикаторы для принятия конкретных мер.
Созданы также модификации светомузыкального индикатора, в которых предусмотрена дифференциация по аварийным признакам. Причем для увеличения быстроты реакции информирование об аварии осуществляется напрямую, без опосредования символами и знаками, по принципу изобразительного и наглядного оповещения как в звуковом, так и в световом каналах. Например, при возникновении пожароопасной ситуации светомузыкальная программа вытесняется изображением и шумом бушующего пламени и т.п. С докладом по этой теме «прометеевцы» несколько раз выступали на Гагаринских чтениях.
Подробнее об этом см.:
Галеев Б.М., Андреев С.А., Ситников М.В. Об одном способе индикации состояния системы «человек — машина» в условиях сенсорной депривации. — В кн.: Материалы научно-технической конференции молодых ученых и специалистов Татарии. — Казань, 1971.