Выставка «Светлая Оттепель»

8 октября 2025 - 18 января 2026
Центр Вознесенского, Большая Ордынка, д. 46, стр. 3, Москва 

«Светлая Оттепель» — это пространство эксперимента и новаторства, затронувшего все сферы жизни: от новой музыки и синкретического визуального искусства до кинематографа, световой архитектуры, дизайна выставочных и городских пространств, научных открытий и адаптации утопических идей русского авангарда к практике производства, освоения космоса и других прежде невиданных областей.

В противовес «Темной Оттепели» — весеннему эпизоду ЦИО, который показал искусство, вытесненное за пределы устоявшихся канонов официальной и неофициальной культуры, «Светлая Оттепель» обращается к культурному, научному и общественному феномену, «осветившему» и преобразившему повседневный и визуальный облик современности и мир советского человека. Магистральный сюжет проекта — история студенческого конструкторского бюро «Прометей», основанного в 1962 году при радиофакультете Казанского авиационного института и объединившего вокруг себя визионеров и первопроходцев медиа- и видео-арта со всего Советского Союза.

Идеей синтеза искусств проникнуты многие художественные практики и чаяния первой половины ХХ века — от живописи Василия Кандинского и экспериментов Соломона Никритина до музыки Александра Скрябина и изобретений Владимира Баранова-Россине, создателя оптофона. Но лишь в оттепельный период то, что прежде проходило по категории узконаправленного экспериментаторства, стало по-настоящему масштабным культурным феноменом: художники-изобретатели, оттолкнувшись от опытов прошлого, перевели утопию в жизнь, показав, что синтез искусств возможен и его роль простирается дальше формальных опытов модернизма.

Авторы «Светлой Оттепели» — Булат Галеев, Сергей Зорин, Вячеслав Колейчук и другие — ставили перед собой задачу преодолеть зрительскую скромность мира: занимаясь синтезом искусств, они стремились охватить весь спектр человеческой жизнедеятельности. Ученые создавали световые приборы и светомузыкальные машины, разрабатывали приборы визуальной релаксации для космонавтов и рабочих завода, писали работы наподобие труда «Техника дискотеки», в которых на весь Советский Союз давали рекомендации о том, как создавать интеллектуальный досуг, а также разрабатывали «периодическую систему искусств», пытаясь предсказать будущее художественных практик и человеческого восприятия искусства.

«Светлая Оттепель» является своеобразной спекулятивной реконструкцией уникального Музея светомузыки, работавшего в 1970–1980-е годы в Казани, и объединяет участников первого фестиваля медиаискусства «Свет и музыка» (1966–1989). Выставка показывает, какую роль в становлении медиаискусства играли казанские художники Константин Васильев, Алексей Аникеенок, Надир Альмеев — «лирики», ставшие частью команды казанских «физиков», люди заряженные энергией «чистого»сотворчества и вряд ли в полной мере понимавшие, насколько прорывным было это время для отечественной культуры. Центр Вознесенского впервые в современной России представит работы окружения «прометеевцев» — изобретателя и создателя Оптического театра Сергея Зорина, кинетистов и оп-артистов Александра Григорьева и Вячеслава Колейчука и презентует неизданную музыку Станислава Крейчи, созданную на первом советском фотооптическом синтезаторе «АНС».

Экспозиционные залы приглашают совершить прогулку по нескольким уровням: начиная с казанского, спекулятивно восстановленного Музея светомузыки, продолжая общесоюзным изобретением медиаискусства и аудиовизуальных технологий, международной сетью контактов и знакомств, и заканчивая планетарным масштабом и разработкой космических технологий для астронавтов.